| 
 Рецензия — жанр журналистики,
а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оценку работы,
сделанную человеком, нуждающемуся в правке и корректировке его работы. Рецензия
информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В
переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о
чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде
всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства,
науки, журналистики и т. п.  Рецензия
относится к числу аналитических жанров.              
Как правило, рецензия посвящена одному
произведению. В иных случаях можно говорить о поджанрах — сборной
рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической
рецензии (рассматриваются произведения одного автора). 
Объём рецензии — средний или маленький.
Большая рецензия перерастает в критическую статью, большая сборная
рецензия — в обозрение (обзор). 
Редко рецензия выступает сама по себе — как
правило, их несколько. Вместе они формируют рецензионный блок, представляя
своеобразную литературную (кинематографическую, книгоиздательскую, другую
тематическую) повестку за определенный промежуток времени. 
Предметом анализа в рецензии
является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая
отражение в творческих произведениях — искусства. науки, публицистики
и т. п. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с
тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении. Главные задачи
рецензента — ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят
создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя
эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого
процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных
произведений. 
Процесс создания
рецензии
- Восприятие
 произведения — непосредственно-эмоциональный акт коммуникативного
 общения с произведением;
 - Размышление
 над прочитанным, увиденным, услышанным;
 - «разъятие
 гармонии» (по В. Г. Белинскому) — практическое
 осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения,
 системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных
 особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы,
 своеобразие языка и стиля;
 - Собственно
 написание текста.
  
Анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан
вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную
моду. Сделать это можно с помощью разных подходов: 
- на
 жанровом уровне — анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра;
 - на
 биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать в творческую
 биографию художника;
 - на
 тематическом уровне — сопоставить разработку художником определенной
 проблемы с тем, что уже сказано по данной теме;
 - на
 уровне образов — показать эволюцию героя в системе образов мирового
 искусства (или данного отрезка времени).
  
		
	  |