«Школа практической журналистики» ведет непрерывное обучение профессии «журналист» для всех желающих. Обучение бесплатное.
Обучение в Школе позволяет познать полный цикл массового распространения информации: от создания информационного повода до влияния на общественное мнение.
Обучение ведется в очной и очно-заочной формах с активным использованием дистанционных коммуникационных технологий (социальные сети, Интернет-ресурсы, skype). Очная часть обучения при очно-заочной форме обучения представляет собой выполнение стажерами заданий в реальном времени (например, взять интервью или получить комментарий) с использованием дистанционных коммуникационных технологий (по телефону, при помощи журналистских запросов, общения с интервьюируемым в социальных сетях и т.д.).
Основной акцент при обучении ставится на практическую подготовку журналистов-исследователей, критиков, репортеров.
Изучение явлений окружающей среды с точки зрения профессионального журналистского подхода к наблюдаемым событиям (явлениям) именно на местном и региональном уровне, позволяет развивать глобальное, критическое мышление у стажеров Школы – видеть не только факты, но и понимать последовательность событий, приведших к наблюдаемому результату и прогнозировать развитие ситуации и её последствия в будущем.
Подготовка журналистов в «Школе практической журналистики» осуществляется в рамках многоуровневой системы непрерывного образования. Система непрерывного образования позволяет обучающимся в «Школе практической журналистики» не только обучаться в общеобразовательных учреждениях среднего (общего), начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования, но и получать дополнительное образование по специальности «журналистика» в «Школе практической журналистики».
Обучающиеся в «Школе практической журналистики» имеют право самостоятельного выбора уровня своей начальной профессиональной подготовки.
Помимо приобретаемых общих знаний по профессии «журналист», обучающиеся в первый год обучения получат начальные знания об основах журналистского мастерства, психологии журналистского творчества, о правовых основах журналистской деятельности, о профессиональной этике журналиста, приобретут способность ориентироваться в социологических проблемах журналистики, овладеют приемами журналистского расследования. Во второй и последующий годы обучение по специальности «журналистика» будет продолжено с учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся, определяемому его желанием наиболее глубоко и полно освоить специальность «журналистика», свободным от основной учебы в образовательных учреждениях временем, личными способностями обучающегося к труду.
Образовательный процесс в «Школе практической журналистики», в основе которого лежит диалог редакторского коллектива и обучающихся, позволяет проводить занятия с участием обучающихся разных ступеней (1-го, 2-го или 3-го года обучения в «Школе практической журналистики») обучения и разного образовательного уровня (9-12 классы общеобразовательных школ, 1-3 курсы учреждений НПО И СПО, 1-4 курсы учреждений ВПО, выпускники учреждений ВПО).
Для достижения целей и выполнения задач используется авторская методика обучения основам журналистики, построенная на базовых профессиональных знаниях и умениях. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся с использованием дифференцированного подхода.
К преподаванию в «Школе практической журналистики» привлекаются специалисты, имеющие непрерывный опыт работы в средствах массовой информации не менее трех лет, а также специалисты, имеющие профильное высшее образование.
В 2014 году Школа предлагает стажерам углубленную подготовку по двум новым направлениям: «журналистика данных» (data journalism или data driven journalism) и Интернет-журналистика.
Дата-журналистика подразумевает создание нового информационного продукта на основе глубокой аналитической обработки большого объема данных (в том числе и числовых), полученных из разных источников. Журналист-аналитик должен уметь не только находить исходные данные, но и определять их вероятную истинность (достоверность). Дата – журналистика практически очищает конечный продукт от субъективного мнения журналиста, так как выводы, сделанные журналистом, подкрепляются математическими моделями и имеют научное обоснование.
Интернет-журналистика сейчас требует от журналиста оперативного распространения информации, краткости и доступности изложения распространяемого материала без потери смысловой нагрузки. Особенностью Интернет-журналистики является такое воздействие на конечного пользователя через социальные сети, которое побудит его к поступкам в реальном мире. В настоящее время журналистика в социальных сетях выполняет функцию только передатчика или усилителя транслируемой информации (зачастую - ложной), но не меняет сознание людей.
В начале XXI века,
благодаря стремительному развитию электронных средств и ресурсов массовой
информации, доступных многим людям на планете, принимаемая и ретранслируемая
участниками обмена данными информация приобретает субъективно-оценочный и
эмоциональный характер, а её фактическая ценность в процессе этого обмена и
трансляции теряется. В конечном итоге происходит замена знаний (фактов) –
мнениями (оценочными суждениями, имеющими пристрастный характер). Передача осмысленной информации через управляемые каналы распространения информации - главная задача журналиста, работающего в Интернете.
Полный курс обучения в «Школе практической журналистики» рассчитан на три года при условии непрерывного образования. В зависимости от уровня начальной подготовки слушателя курса, время на профессиональную подготовку может быть сокращено.