Вход | Регистрация
    


Сегодня размещено на сайте: Фотографий: 362
Новостей: 117

Правовой ликбез | Майские указы | Капремонт домов | Постиндастриал | Почему так названы |                    Образование | Лекции

Главная » 2014 » Июнь » 5 »
13:04
Елена Гордеева: Образовательные учреждения нуждаются в модернизации подходов к образовательному процессу

В Псковской области на протяжении нескольких последних лет сокращается количество учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и вузов. С 2005 по 2011 годы в два раза сократилось количество подготовленных учреждениями НПО кадров: с четырех до двух тысяч человек.

Вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена имеют ключевое значение для становления инновационной экономики региона.

По данным Великолукского центра занятости населения, основная доля заявляемых работодателями вакансий -  рабочие профессии. Такая тенденция сохраняется на протяжении трех лет.

Наибольшее количество вакансий заявляют промышленные предприятия (примерно 30 % всех вакансий), строительные организации - еще 10% вакансий, учреждения образования - 15%, предприятия сельского, лесного хозяйства, охотхозяйств - около 15%. Треть всех вакансий - с оплатой труда ниже прожиточного минимума.

Количество вакансий в два раза превышает количество безработных. Особенно ощущается нехватка высококвалифицированных кадров и работников средней квалификации, таких как газорезчики, токари,фрезеровщики, слесари разных направлений, официанты, повара, воспитатели, швеи, электрогазосварщики и т.д. Экономика региона нуждается в рабочих кадрах очень остро.

Публикуем мнение Елены Михайловны Гордеевой, директора ГБОУ СПО «Великолукский политехнический техникум» о развитии системы подготовки рабочих кадров и специальностей среднего звена.

Вопрос подготовки кадров - главный для экономики региона

В Псковской области на протяжении нескольких последних лет сокращается количество учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и вузов. С 2005 по 2011 годы в два раза сократилось количество подготовленных учреждениями НПО кадров: с четырех до двух тысяч человек.

Вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена имеют ключевое значение для становления инновационной экономики региона. Сегодня в нашей области в системе подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена функционирует 22 образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования с общим контингентом более 8 тысяч человек. Еще 3 вуза имеют в своей структуре подготовки специалистов программы среднего профессионального образования с контингентом порядка 3,5 тысяч человек.

Существующая система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена сложилась в середине прошлого века. Система была ориентирована на совершенно другую экономику. Сейчас ситуация иная, появились новые отрасли, возросли требования работодателей к уровню и масштабам подготовки кадров. Дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов стал одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие целых отраслей и регионов.

Сегодня мы выходим на новый этап модернизации системы профессионального образования и профессионального обучения. Задача дальнейшей модернизации системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена связана с формированием:
- умения реагировать на изменения в экономике;
- качества подготовки с учетом приоритетов экономического развития региона;
- широты возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует новую структуру подготовки кадров и общедоступность системы среднего профессионального образования. Это:
- один уровень профессионального образования - СПО (включающий программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих);
- самостоятельный вид образования - профессиональное обучение (программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих);
- новые инфраструктурные единицы (ресурсные отраслевые центры, структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций).

В системе начального и среднего профессионального образования области уже имеются ресурсные центры по таким направлениям подготовки как общественное питание, транспорт и сварочное производство.

В перспективе - частно-государственное партнерство

Перспективными направлениями в реализации запланированных на 2013-2014 годы мероприятий по модернизации профессионального образования являются:
- формирование новой инфраструктуры профессионального образования и обучения, концентрация и оптимизация ресурсов для подготовки кадров;
- дальнейшее развитие содержания и технологий профессионального образования и обучения;
- усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы профессионального образования и обучения;
- обеспечение общедоступности и социальной защищенности обучающихся.
Одной из первоочередных задач является развитие частно-государственного партнерства, создание привлекательной и открытой для инвестиций системы подготовки кадров и специалистов.

Удачный опыт взаимодействия сложился у нашего техникума с предприятиями и Администрацией города Великие Луки, который осуществляется благодаря эффективной деятельности самого учебного учреждения, реальному участию общественности в управлении образованием и независимой оценке качества профессионального образования (в настоящее время подписан договор о сотрудничестве между Союзом промышленников и предпринимателей города Великие Луки, Администрацией города Великие Луки и Великолукским политехническим техникумом).

Основные направления взаимодействия:
- организация целевого обучения для работодателей;
- совместная разработка профессиональных образовательных программ, определение профессиональных компетенций и их оценка;
- привлечение бизнеса к софинансированию реализации программ, направленных на развитие системы профессионального образования (включая инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры);
- стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях работодателей;
- организация практического обучения обучающихся образовательных учреждений профессионального образования на рабочих местах с использованием современной технологической базы предприятий;
привлечение специалистов предприятий к профессиональной подготовке обучающихся.

В настоящее время разрабатывается план взаимодействия между Великолукским политехническим техникумом и руководителями ведущих предприятий города Великие Луки и Администрацией города Великие Луки.

Необходимо задействовать все возможные механизмы по привлечению педагогических кадров

Обеспечение качества подготовки кадров во многом зависит от профессиональной квалификации педагогических работников. Факторами, сдерживающими привлечение в систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена высококвалифицированных кадров, является уровень заработной платы (справочно: см. Табл. 3, 4). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения будет доведена до средней по области только к 2018 году.

По итогам мониторинга 2012 года, среднемесячная заработная плата работников учреждений начального и среднего профессионального образования составила около 80 процентов от средней заработной платы в области, что порождает отток педагогических работников в систему общего и даже дошкольного образования. Сохранению кадрового потенциала способствует внебюджетная деятельность образовательных учреждений, позволяющая оплачивать педагогическим работникам дополнительную нагрузку и производить стимулирующие выплаты.

Образовательные учреждения нуждаются в модернизации подходов к образовательному процессу

Из-за недостаточного финансирования образовательных учреждений НПО и СПО быстро устаревает материальная база учреждений, которая требует постоянного обновления оборудования и совершенствования в соответствии с требованиями времени. Поэтому сегодня невозможно на должном уровне готовить кадры без привлечения ресурсов бизнеса.

В завершение еще раз хочу вернуться к Закону «Об образовании в Российской Федерации» и заострить внимание на реализации положения об общедоступности среднего профессионального образования.

Ежегодно в системе подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена обучается порядка 200 человек с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», перед системой подготовки кадров стоит задача по расширению возможностей для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Для этого в 2013 году группа педагогических работников Псковского политехнического колледжа и Великолукского политехнического техникума прошла повышение квалификации по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

Мы должны работать так, чтобы система среднего профессионального образования стала современной и привлекательной как для абитуриентов (молодежи и взрослого населения), так и для инвесторов. При этом должна быть сохранена функция социализации подростков, усилена система воспитательной работы, формирование гражданско-патриотической позиции у молодежи.

А это значит, что в первую очередь директорский корпус должен пересмотреть программы развития своих образовательных учреждений, сместив в них акценты в сторону формирования комплекса мер по повышению конкурентоспособности образовательных учреждений в условиях конкурсного распределения заказа на подготовку кадров.








Образование | 1340 | Редактор
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
здесь может быть реклама