Расшифровка радио-передачи "Культурные этажи" на радио "ЛУКИ FM 102.6" о Тотальном диктанте в городе Великие Луки.
Всем привет! В эфире передача - «Культурные этажи», ее ведущие сотрудники «Городского Дома Культуры им. Ленина» Татьяна Семенова и Дмитрий Лавренов.
Сегодня у нас в гостях, журналист, главный редактор информационного агентства «Аквила», лауреат различных профессиональных конкурсов для журналистов, организатор Тотального диктанта в городе Великие Луки -Сацыперова Ёжина Павловна.
Ёжина Павловна, почему именно Вы занимаетесь организацией тотального диктанта?
- В 2013 году я участвовала в Тотальном Диктанте. Идея такого мероприятия для нашего города показалась для Великих Лук просто замечательной. И если самому не организовывать подобные мероприятия, то кто другой будет это делать? И мне захотелось провести Тотальный диктант в Великих Луках.
Расскажите про Тотальный диктант: зачем и кому он нужен, кто автор идеи?
- Диктант был придуман активными людьми из Новосибирского госуниверситета. С 2004 года Тотальный диктант оказался востребован по всей России и за её пределами. Сейчас в диктанте участвуют более 500 городов. Люди приходят не только проверить свою грамотность, но пообщаться, ведь живое общение сейчас – редкость.
Почему диктант проводится в Великих Луках под девизом "Россия начинается с языка"?
- Девиз был высказан в 2014 году к проведению первого Тотального Диктанта в Великих луках идеологом проведения Тотального диктанта в Великих Луках Федором Игоревичем Сацыперовым. Тогда он сказал, что человек думает на родном языке и человек, который грамотно владеет русским языком тот и грамотно думает по-русски, является достойным носителем русской культуры и русского языка, которые объединяют нас всех в один народ.
Как стать участником Тотального диктанта?
- Стать участником просто. Нужно просто прийти на одну из площадок, на которых будет проводиться диктант, и написать его. В этом году в Великих Луках открыто пять площадок. В двух библиотеках – в центральной библиотеке им. Семевского на улице Пионерской и в филиале «Вече» на улице Ставского. И в трех вузах: великолукском филиале Современной Гуманитарной Академии, филиале ПсковГУ, Великолукской государственной Академии физической культуры.
Вся информация об адресах площадок есть в Интернете на сайте диктанта и в группе в социальной сети ВКонтакте.
Кто проверяет результаты, сколько отличников в городе, какие призы бывают?
- Проверяет результаты проверочная комиссия. Возглавляет которую очень хороший человек, грамотный специалист – филолог, председатель проверочной комиссии Тотального диктанта в городе Великие Луки, почетный работник образования, лауреат губернаторской премии за работу с одаренными детьми Светлана Леонидовна Поварещенкова. Светлана Леонидовна в 2014 году сразу поддержала наше предложение – о Тотальном диктанте в Великих Луках и без неё этого диктанта в городе не было бы. Она – незаменимая для нас коллега.
В 2014 году у нас было пять отличников, в 2015 году - двое. То есть примерно по 2 человека на 100 участников диктанта обладают абсолютной грамотностью. Тех, кто пишет диктант на «четверку» - много, около 30 человек на 100. Просто этим людям немного не везет с расстановкой знаков препинания, потому что требования при проверке работ выставляются очень высокие.
Призы у нас – книги, и не только.
По какому принципу выбирается текст для диктанта? Как можно подготовиться диктанту?
- Текст выбирается федеральными организаторами, и он един для всей страны. В этом году автором текста стал детский писатель, поэт, драматург и сценарист Андрей Усачёв. Одной из знаменитых работ автора стала серия книг с пионерскими страшилками, написанная совместно с Эдуардом Успенским. Писатели собрали жуткий детский фольклор про Черную руку, Красные перчатки, Синие ногти и многие другие истории, известные не одному поколению школьников.
Что дает участие в диктанте?
- Понять что ты – грамотный человек. Мне кажется, сегодня это важно, потому что русская речь сильно искажается, люди стали менее грамотными.
Сейчас в русской речи появилось много иностранных слов? На сколько эти слова трансформировали русский язык?
- Ни насколько. Есть проникновение культур разных народов друг в друга, обмен знаниями. Соответственно происходит и обмен словарным запасом. Такое изменение языка вполне разумно и допустимо. Также не стоит забывать, что у всех народов на планете Земля когда-то был один общий язык. Возможно, им была латынь.
Какие ошибки чаще всего допускаются участники диктанта?
- Как правило, в работах, написанных удовлетворительно, ошибки встречались в словах и словосочетаниях: «будущее», «неприступные скалы», «жизнь уходила вдаль», «ничуть не смущаясь», «мы-то знали», «Чёрное море», «шепотом спрашивали», «как бы», «сверхдальнего», «мамы, опасаясь…», «в скрипучем, обшарпанном вагоне», «ехали навстречу чудесным приключениям». Молодое поколение было поставлено в орфографический тупик словосочетанием «не по карману», видимо, у них с карманом всё в порядке. Пунктуационные ошибки проявились, в основном, в виде отсутствия необходимых знаков препинания в предложениях.
Каковы критерии оценок?
- Критерии оценок прошлых диктантов были таковы: первая цифра – орфографические ошибки, вторая – пунктуационные. На «5» нужно было написать либо совсем без ошибок, либо с 1 пунктуационной ошибкой.
Существует мнение, что грамотность россиян в последнее время заметно упала. Так ли то?
- Да. На диктант кто ходит? Люди, которым важна их собственная грамотность. Поэтому измерять показатель грамотности только по участникам Тотального диктанта в корне не верно. В целом бытовая грамотность упала. Примеры. Когда журналисты и некоторые высшие чиновники говорят «социалка» вместо социальной поддержки, «музыкалка» вместо музыкальной школы, «оборонка» вместо оборонного предприятия, «в этой связи» вместо в связи с этим и т.д. – такие слова входят у некоторых людей в норму, что не верно. Нет слов социалка, оборонка, музыкалка.
Почему так происходит?
- Очевидно, что благодаря порочной политике искусственного завышения оценок в школах, связанных с глупой отчетностью в различные управления образования, снижены требования по владению русским языком.
Можно ли исправить ситуацию?
- Можно. Нужно чтобы каждый журналист следил за своим русским языком в эфире. Нужно больше проводить мероприятий в поддержку русского языка – на местном, региональном и федеральном уровне. Хорошо людей стимулируют конкурсы с призами. И конечно, менять систему образования еще в школе. Во-первых, отменить задания, в которых надо только скопировать по заданной теме информацию из Интернета. Во-вторых, нужно строже ставить оценки школьникам, а не замалчивать проблему, как это сейчас происходит. Больше требовать от школьников. И конечно, вернуть сокращенные уроки по русскому языку и литературе.
Как нужно реформировать систему преподавания русского языка?
- Во-первых, увеличить количество часов отведенных на русский язык и литературу. Во-вторых, необходимо пересмотреть базу источников, используемых на уроках литературы, и отдать предпочтение большему числу классических произведений, в которых так ярко проявил себя живой русский язык. Простыми словами - надо больше Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Льва Николаевича Толстого, а не современных, хотя и популярных авторов.
Были ли какие-то смешные казусы во время диктанта?
- Казусов не было. Но хочу отметить, что каждый год появляются новые участники, улучшаются результаты диктанта. У людей возникает потребность и желание готовиться к диктанту. У нас были и 10-летние и 86-летние участники, люди приходят семьями - родители с детьми или дети с родителями.
ПРИХОДИТЕ на Тотальный диктант 16 апреля в 15 часов. ПсковГУ, Академия физической культуры, филиал Современной гуманитарной академии и две библиотеки ждут Вас. Нужно просто прийти.
|