Для того чтобы выяснить, насколько, с точки зрения
аудитории, релевантны (уместны) медиатексты в массовой прессе, были использованы
результаты исследования «Петербургские СМИ глазами читателей» (за период с 2007
по 2013 гг.), проведенного методом глубинного интервью 467 респондентов.
(Текст подготовлен по авторским материалам Павлушкиной
Натальи Анатольевны)
Лишь 13% из 467 респондентов отметили газету среди авторитетных источников
информации. По-прежнему аудитория доверяет ТВ (31,9%), на втором месте –
интернет (18,7%).
40% читателей не согласно с мнением, что в СМИ выражена и максимально
представлена позиция «простых» людей. Также они считают, что теленовости не
совсем точно и правильно отражают действительность. Терпимо респонденты
относятся к тезису о том, что ежедневные газеты дают правдивое представление о
ситуации в обществе, но убеждены, что содержание СМИ диктуется несколькими
влиятельными людьми.
В ходе исследования читателям в анкете было предложено
выбрать темы, представляющие наибольший интерес при чтении газет, с помощью
этого стало возможным определить информационные предпочтения аудитории.
Выяснилось, что особое внимание вызывают
- обзоры новостей городской администрации (38,6% от числа
ответивших),
- анонсы мероприятий (35,1%),
- развлечения, городская афиша (30,8%),
- наука (30,6%),
- политика (27,9%),
- государственное управление, полезная потребительская
информация (по 24,9%),
- комментарии, мнения, заключения (23,9%),
- эротические материалы (23,6%),
- здоровый образ жизни (20,6%).
В аутсайдерах – мода (7,5%), кулинария и еда (7,5%),
путешествия и отдых (7,2%), светская жизнь (5,4%).
Информационные интересы читателей в последние годы переместились в сферу
насущных бытовых проблем.
Существующие среди медиапрактиков стереотипные, отрицательные представления
о читателях как о «людях с улицы», интересующихся, прежде всего, личной жизнью
звезд, криминалом, мистикой и необъяснимыми явлениями, НЛО, темами смерти,
крови, секса, насилия, денег, карьеры, грандиозного успеха, удивительного
поворота судьбы приводит к снижению уровня релевантности издания, неправильному
прогнозированию интересов аудитории, ее поведения, а в итоге к низкому уровню
духовной культуры массовой прессы.
Повышению релевантности способствует изучение мировоззренческой позиции
читателей и поиск ответа на вопрос: что в жизни вызывает у них особую тревогу,
опасения и какие проблемы, соответственно, необходимо обсуждать на страницах
газеты. Результаты исследования под названием «Петербургские СМИ глазами
читателя», проведенного методом глубинного интервью 467 респондентов,
показывают, что представителей читательской аудитории волнуют следующие
проблемы:
- жизнь и здоровье близких людей (60,3% опрошенных),
- безденежье и нищета (35%),
- беззащитность перед произволом чиновников и бюрократов (27,8%),
- экономическое, культурное и политическое состояние российского общества
(26,1%),
- разрастание финансового кризиса (25,9%),
- произвол полиции и властей (23,9%),
- старость и одиночество (19%).
Неохваченными остаются темы: наука, питание, жилье, семья,
образование, здоровье, работа, деньги, самосовершенствование личности, одежда,
транспорт, религия, окружающая среда.
Задание для редакции
Для поддержания релевантности редакции необходимо знать мотивы
обращения читателя к изданию. Среди них можно выделить следующие:
ожидание помощи в решении проблем, желание получить новую информацию и
расширить свой кругозор, стремление осмыслить актуальные жизненные проблемы,
желание отдохнуть и развлечься, найти в лице газеты собеседника и т.д. Читатель
предпочитает получать целостное представление о событии, сопоставление полярных
взглядов, обеспечивающих плюрализм мнений, ему интересны как «деловые, так и
личностные характеристики героев публикаций».
Простые манипуляции с сознанием
читателя: расстановка акцентов
В связи с вопросом релевантности прессы стоит отметить, что информационный
дискурс, в частности искусственно актуализированный текст, становится
характерной чертой современной массовой прессы. Другими словами, некоторые
события, не играющие особой роли в информационной картине дня, под влиянием
сторонних факторов (сенсационная направленность, обусловленная ориентированием на
интересы читателей; давление властных структур; информационная политика
издателя и т.д.) могут искусственно актуализироваться при выборе их
журналистами в качестве основы для материала, т.е. факт появления того или
иного события или темы в газете автоматически присваивает ему актуализированное
начало.
В этом случае возникает «аберрация восприятия», обозначающая намеренное
искажение реальной информационной картины дня, которое переворачивает
представления читателя об информационной ценности того или иного события,
обращает внимание аудитории на одни факты и отвлекает от других, действительно
значимых.
В долгосрочной перспективе это приводит к запуску невротических механизмов,
описанных Ф. Перлзом, например, к интроекции, когда человеком
присваиваются навязанные референтной группой, в частности масс-медиа,
стандарты, нормы, способы мышления, установки. В итоге индивид не может
идентифицировать себя в обществе, теряет способность дифференцировать реальное
и виртуальное, т.е. что чувствует он сам, а что навязано ему сторонними
субъектами. Также формируется суггестивное восприятие окружающего мира,
основанное на некритичной перцепции внушаемого содержания, не требующей ни
развернутого логического анализа, ни личной оценки.
Современные масс-медиа продуцируют клиповое сознание у потребителей по
принципу максимального уровня эмоций и минимального – рационального мышления.
Клипы, по мнению Д. Бадовского, предполагают короткометражность,
мозаичность реального мира, быструю смену планов и картинки, интересный
монтаж и экшн, в результате чего теряется целостность восприятия.
«Приветствуется парадоксальность, презентация того, что никто и никогда еще не
делал, спецэффекты». Пытаясь понять дискурс, интерпретатор, считает
В.З. Демьянков, «хотя бы на миг переселяется в чужой мысленный мир.
Этим-то обстоятельством и пользуется автор дискурса, навязывая свое мнение
адресату».
В такой системе взаимоотношений для представителей аудитории характерна
тенденция к снятию с себя и перекладыванию на других ответственности за то, что
исходит от них самих – импульсы, желания, определенная манера поведения,
взгляды.
Однако, как справедливо отмечает Н.А. Иващенко, критичный и умный
взгляд журналиста способен выделить из общего информационного потока
действительно актуальное и релевантное аудитории.
Автор основного текста: Павлушкина Наталья Анатольевна (Теория СМИ и массовой коммуникации)
* Павлушкина Наталья Анатольевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры периодической
печати факультета журналистики Высшей школы журналистики и массовых
коммуникаций СПбГУ, pavlushkina.n@yandex.ru
|