Вход | Регистрация
    


Сегодня размещено на сайте: Фотографий: 362
Новостей: 117

Правовой ликбез | Майские указы | Капремонт домов | Постиндастриал | Почему так названы |                    Образование | Лекции

Главная » 2014 » Январь » 24 »
18:25
Что хотят читатели? Новостей!

Для того чтобы выяснить, насколько, с точки зрения аудитории, релевантны (уместны) медиатексты в массовой прессе, были использованы результаты исследования «Петербургские СМИ глазами читателей» (за период с 2007 по 2013 гг.), проведенного методом глубинного интервью 467 респондентов.

(Текст подготовлен по авторским материалам Павлушкиной Натальи Анатольевны)

Лишь 13% из 467 респондентов отметили газету среди авторитетных источников информации. По-прежнему аудитория доверяет ТВ (31,9%), на втором месте – интернет (18,7%).

40% читателей не согласно с мнением, что в СМИ выражена и максимально представлена позиция «простых» людей. Также они считают, что теленовости не совсем точно и правильно отражают действительность. Терпимо респонденты относятся к тезису о том, что ежедневные газеты дают правдивое представление о ситуации в обществе, но убеждены, что содержание СМИ диктуется несколькими влиятельными людьми.

В ходе исследования читателям в анкете было предложено выбрать темы, представляющие наибольший интерес при чтении газет, с помощью этого стало возможным определить информационные предпочтения аудитории. Выяснилось, что особое внимание вызывают

- обзоры новостей городской администрации (38,6% от числа ответивших),

- анонсы мероприятий (35,1%),

- развлечения, городская афиша (30,8%),

- наука (30,6%),

- политика (27,9%),

- государственное управление, полезная потребительская информация (по 24,9%),

- комментарии, мнения, заключения (23,9%),

- эротические материалы (23,6%),

- здоровый образ жизни (20,6%).

В аутсайдерах – мода (7,5%), кулинария и еда (7,5%), путешествия и отдых (7,2%), светская жизнь (5,4%).

Информационные интересы читателей в последние годы переместились в сферу насущных бытовых проблем.

Существующие среди медиапрактиков стереотипные, отрицательные представления о читателях как о «людях с улицы», интересующихся, прежде всего, личной жизнью звезд, криминалом, мистикой и необъяснимыми явлениями, НЛО, темами смерти, крови, секса, насилия, денег, карьеры, грандиозного успеха, удивительного поворота судьбы приводит к снижению уровня релевантности издания, неправильному прогнозированию интересов аудитории, ее поведения, а в итоге к низкому уровню духовной культуры массовой прессы.

Повышению релевантности способствует изучение мировоззренческой позиции читателей и поиск ответа на вопрос: что в жизни вызывает у них особую тревогу, опасения и какие проблемы, соответственно, необходимо обсуждать на страницах газеты. Результаты исследования под названием «Петербургские СМИ глазами читателя», проведенного методом глубинного интервью 467 респондентов, показывают, что представителей читательской аудитории волнуют следующие проблемы:

- жизнь и здоровье близких людей (60,3% опрошенных),

- безденежье и нищета (35%),

- беззащитность перед произволом чиновников и бюрократов (27,8%),

- экономическое, культурное и политическое состояние российского общества (26,1%),

- разрастание финансового кризиса (25,9%),

- произвол полиции и властей (23,9%),

- старость и одиночество (19%).

Неохваченными остаются темы: наука, питание, жилье, семья, образование, здоровье, работа, деньги, самосовершенствование личности, одежда, транспорт, религия, окружающая среда.

                                          Задание для редакции

Для поддержания релевантности редакции необходимо знать мотивы обращения читателя к изданию. Среди них можно выделить следующие: ожидание помощи в решении проблем, желание получить новую информацию и расширить свой кругозор, стремление осмыслить актуальные жизненные проблемы, желание отдохнуть и развлечься, найти в лице газеты собеседника и т.д. Читатель предпочитает получать целостное представление о событии, сопоставление полярных взглядов, обеспечивающих плюрализм мнений, ему интересны как «деловые, так и личностные характеристики героев публикаций».

Простые манипуляции с сознанием читателя: расстановка акцентов

В связи с вопросом релевантности прессы стоит отметить, что информационный дискурс, в частности искусственно актуализированный текст, становится характерной чертой современной массовой прессы. Другими словами, некоторые события, не играющие особой роли в информационной картине дня, под влиянием сторонних факторов (сенсационная направленность, обусловленная ориентированием на интересы читателей; давление властных структур; информационная политика издателя и т.д.) могут искусственно актуализироваться при выборе их журналистами в качестве основы для материала, т.е. факт появления того или иного события или темы в газете автоматически присваивает ему актуализированное начало.

В этом случае возникает «аберрация восприятия», обозначающая намеренное искажение реальной информационной картины дня, которое переворачивает представления читателя об информационной ценности того или иного события, обращает внимание аудитории на одни факты и отвлекает от других, действительно значимых.

В долгосрочной перспективе это приводит к запуску невротических механизмов, описанных Ф. Перлзом, например, к интроекции, когда человеком присваиваются навязанные референтной группой, в частности масс-медиа, стандарты, нормы, способы мышления, установки. В итоге индивид не может идентифицировать себя в обществе, теряет способность дифференцировать реальное и виртуальное, т.е. что чувствует он сам, а что навязано ему сторонними субъектами. Также формируется суггестивное восприятие окружающего мира, основанное на некритичной перцепции внушаемого содержания, не требующей ни развернутого логического анализа, ни личной оценки.

Современные масс-медиа продуцируют клиповое сознание у потребителей по принципу максимального уровня эмоций и минимального – рационального мышления. Клипы, по мнению Д. Бадовского, предполагают короткометражность, мозаичность реального мира, быструю смену планов и картинки, интересный монтаж и экшн, в результате чего теряется целостность восприятия. «Приветствуется парадоксальность, презентация того, что никто и никогда еще не делал, спецэффекты». Пытаясь понять дискурс, интерпретатор, считает В.З. Демьянков, «хотя бы на миг переселяется в чужой мысленный мир. Этим-то обстоятельством и пользуется автор дискурса, навязывая свое мнение адресату».

В такой системе взаимоотношений для представителей аудитории характерна тенденция к снятию с себя и перекладыванию на других ответственности за то, что исходит от них самих – импульсы, желания, определенная манера поведения, взгляды.

Однако, как справедливо отмечает Н.А. Иващенко, критичный и умный взгляд журналиста способен выделить из общего информационного потока действительно актуальное и релевантное аудитории.

Автор основного текста:

* Павлушкина Наталья Анатольевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, pavlushkina.n@yandex.ru









ПрофНовости | 754 | Редактор
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
здесь может быть реклама