В Великих Луках в 2013 году продолжилась реализация положений Федерального закона № 185 – ФЗ «О
Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от
21 июля 2007 года. Благодаря этому закону стало возможным
проведение капитального ремонта изношенных конструктивных элементов общего
имущества собственников помещений в многоквартирных домах с привлечением
средств собственников жилья, средств из регионального и федерального бюджетов. О ходе реформы жилищно-коммунального
хозяйства рассказала руководитель ООО «Управляющая компания Южный микрорайон» Светлана
Николаевна КРАСИЛЬНИКОВА.
- Светлана Николаевна, расскажите, какие
дома в 2013 году подверглись
капитальному ремонту по государственной программе содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства?
-Два дома: дом 6/12 по ул. Карла Либкнехта и дом 23 на ул. Зверева. В доме на
К. Либкнехта была отремонтирована кровля, проведена смена бойлера, установка
теплосчетчика. Общая сметная стоимость ремонта составила 2 408 579
рублей. В том числе стоимость ремонта кровли общей площадью 1040 м. кв. –
1 758 279 рублей, ремонта внутренних инженерных систем (замена
бойлера, замена теплового узла с установкой приборов учета, установка общедомового
прибора учета на электроснабжение) – 650 300 рублей. Долевое
финансирование капитального ремонта за счет собственников помещений в
многоквартирном доме в размере 15 % от сметной стоимости ремонта составило
361 286 рублей. Таким образом, собственник жилья платил с 1 м.кв. общей
площади 192 рубля 54 коп. Финансирование из федерального бюджета составило
1 271 164 рубля, из бюджета Псковской области – 776 129 рублей.
Во втором доме, № 23 по ул.
Зверева, был проведен капитальный ремонт кровли, ремонт внутренних инженерных
систем водоснабжения с установкой приборов учета, канализации, водоснабжения.
Общая сметная стоимость составила 987 374 рубля, из неё ремонт 687 м. кв. кровли - 781 224 рубля, остальные работы – 206 150 рублей. В этом
доме долевое финансирование капитального ремонта за счет собственников помещений
в размере 15 % от сметной стоимости ремонта составило 148 106 рублей.
Собственник жилья платил с 1 м.кв. общей площади 217 рублей 04 коп.
Финансирование из федерального бюджета составило 521 102 рубля, из
регионального бюджета – 318 166 рублей.
- Сколько процентов стоимости
работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах по программе,
осуществляемой при финансовой поддержке государственной корпорации – Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства, в этом году оплачивает региональный бюджет, а
сколько федеральный?
- За счет средств федерального
бюджета покрывается 52,77 % всех расходов на капитальный ремонт в доме, за счет
средств областного бюджета – 32,22 %. - Назвав два дома, Вы упомянули о проведенных капитальных ремонтах инженерных внутридомовых
систем. В редакцию часто обращаются жители города, которые жалуются на то, что
инженерные системы внутри квартир (стояки, батареи и т.д.) им бесплатно
управляющая компания не ремонтирует. Почему так происходит?
- По требованию федерального закона № 185, капитальному ремонту подлежат только
те конструктивные элементы, которые относятся к общему имуществу собственников
помещений в многоквартирном доме. То есть то оборудование, которое обслуживает
более, чем одну квартиру. Поквартирная разводка, например, канализации или
электросетей, не является общедомовым имуществом.
- Кто решает, какие работы по капитальному ремонту в доме будут проведены? То есть, кто выбирает - ремонтировать кровлю,
менять бойлер, устанавливать теплосчетчик, делать это все сразу или что-то
одно?
- Собственники жилья сами решают, на что направить свои средства. Управляющая организация
проводит осмотр дома, оценивает его состояние, заказывает смету, в которой
указаны все те работы, которые собственники жилья посчитали нужным провести. В
двух названных домах наиболее проблемным участком была кровля. Очень много было
протечек, и ремонт кровли был однозначно определен собственниками жилья как
первоочередной. После получения сметы, собственники эту смету утверждают на
общем собрании. Согласно требованию закона, в 2013 году собственники жилых
помещений должны были оплатить не менее 15 % стоимости работ по капитальному
ремонту. В предыдущие годы – они должны были оплачивать не менее 5 % стоимости
ремонта. Поэтому вклад собственников,
сколько каждый из них будут платить с квадратного метра общей площади, имеет
большое значение. Большинство домов сейчас находится в сильно изношенном состоянии.
И если делать в доме все, что нужно, то платеж вылился бы совсем в другую сумму:
не по 200 рублей с метра квадратного, а
значительно больше. Поэтому собственниками жилья при принятии решения об
объемах ремонтных работ учитывался и фактор финансовый.
- Получается, собственники жилья обычно выбирают не требующие отлагательств
работы, например, ремонтируют кровлю, меняют бойлер, заменяют изношенные
инженерные системы. Но ввиду высокой суммарной стоимости уже названных работ, к
примеру, средств на утепление фасаду дома у них не хватает. Могут ли они второй
раз войти в эту же программу и снова получить государственное софинансирование
ремонтных работ?
- Да, собственники жилых помещений в многоквартирном доме уже на следующий год
могут подать заявку на участие в программе по другим видам работ, тем, которые
еще не проводились с привлечением средств программы. Если, конечно, сама
государственная программа будет работать.
- Сколько времени заняла подготовка документов от высказанного желания
собственниками жилья об участии в программе до начала капитального ремонта?
- Такая работа занимает несколько месяцев. Обычно весной подготавливаются
документы и подается заявка на участие в программе, затем заявка получает
одобрение в фонде содействия реформированию ЖКХ. Средства фонда, обычно, поступают
во втором полугодии. И к концу осени все
ремонтные работы уже завершаются. Тем, кто хочет участвовать в программе фонда
в 2014 году, ничто не мешает уже сейчас начать сбор и оформление документов,
формирование заявки. Определить виды работ, которые надо провести в доме,
составить их смету - это тоже занимает время. Готовить документы заранее можно
и нужно.
- Давайте составим примерный
алгоритм действия собственников жилья в многоквартирном доме, которые решили
стать соучастниками государственной программы по проведению капитальных
ремонтов. С чего должны начать собственники жилья, и какие дальнейшие действия
предпринимать?
- В программу могут войти только те дома, которые выбрали самостоятельный
способ управления, либо управление их домом осуществляется специализированной
организацией, либо в доме создано товарищество собственников жилья. Поэтому
первый необходимый документ - это протокол №1 о выборе способа управления
домом. Следующий протокол о том, что собственники собрались и не менее двумя
третями голосов приняли решение - подать заявку на участие в программе. Затем
собственники должны определить виды работ по капитальному ремонту, которые они
хотят в своем доме провести. Когда будет
готова смета на ремонт, собственники, опять же двумя третями голосов утверждают
эту смету, либо не утверждают, а вносят в смету какие-то поправки. Например,
собственники жилья в доме 6/12 на ул. Карла Либкнехта обсуждали виды и
количество работ с учетом финансового фактора: что сделать сейчас, а что
отложить, и определяли цену капитального ремонта на один метр квадратный. Затем,
после утверждения сметы, заявка подается в фонд. Когда фонд выделяет средства
на ремонт, объявляется конкурс на проведение этих работ – по конкурсу выбираются
подрядные организации. Представители собственников жилья (инициативная группа в
составе, как правило, трех- четырех человек) контролируют ход ремонтных работ
лично. Управляющая компания, для контроля за ходом ремонтных работ, со своей
стороны обязательно нанимает специализированную организацию, имеющую лицензию на ведение технического
надзора. На объекте в качестве представителя самой управляющей организации чаще
всего выступает инженер. Он тоже наблюдает за ремонтом. Если собственникам в
ходе ремонта что-то не нравится, они могут высказывать свои замечания,
составлять и подписывать соответствующие протоколы. Собственники, конечно же
смотрят, подписывают, либо не подписывают, высказывают какие-то свои замечания.
Работа ведется совместно.
- А если готовая смета оказалась
финансово неподъемной для собственников жилья, можно ли смету переделать?
-Да, смету можно переделать.
Уточнить объем и стоимость работ исходя из финансовых возможностей
собственников жилья. В этом случае придется составлять новые протоколы общих собраний собственников жилья. В протокол
обязательно вносится размер платежа на капитальный ремонт с одного метра
квадратного общей площади.
- Корректировка сметы платная или
такое действие входит в комплект первоначальной разработки сметы?
- У нас не возникало пока таких ситуаций,
когда приходилось бы корректировать смету. Но если будет нужно, корректировка
будет сделана обязательно.
- В какой момент собственники
жилья начинают отчислять свои 15 %?
- Тогда, когда заявка на
проведение капитального ремонта одобрена, и деньги фонда поступили на
специальный счет. Оплата производится по извещениям, которые высылает МУП «Единый расчетно-кассовый центр» г. Великие Луки.
В них появляется дополнительная строка «капитальный ремонт», где указывается,
какую сумму нужно заплатить по каждому определённому виду работ.
- Сколько времени отводится
собственникам жилья на оплату извещения от МУП «ЕРКЦ»?
- По закону, оплата должна быть в
полном объеме произведена в течение 90 дней с момента получения извещения.
- Получается ли так, что
ремонтные работы по дому начинаются раньше, чем они будут оплачены?
- Да, такой вариант возможен.
- Возникали ли какие-то трудности
при проведении капремонта?
- В этом году не возникало. Но
любые трудности – решаемы. Мы работаем совместно с собственниками жилья и, если
возникают вопросы, мы оперативно их решаем.
- Вернемся снова к ФЗ № 185.
Статья 16 закона посвящена региональной адресной программе по переселению
граждан из аварийного жилищного фонда. Были ли в этом году переселения из
аварийных домов, находящихся под управлением Вашей компании?
- В этом году под переселение
попали два дома.
Надеемся, что программа продолжит работать и дальше. Я считаю, что в этом
направлении наш город работает хорошо.
- Скажите, по домам, подлежащим
капитальному ремонту, все ли финансирование, которое предоставляет фонд,
освоено в полном объеме?
- Все средства, которые
поступили, уходят в дело в соответствии со сметами.
- Сколько домов находится под
управлением возглавляемой Вами компании «Южный микрорайон»?
- В управляющей организации
«Южный микрорайон» на обслуживании находится 56 домов.
- Как Вы считаете, развивается ли
в городе конкуренция среди управляющих компаний?
- В нашей компании всё стабильно.
Собственники жилья в праве принять решение, какую управляющую компанию выбрать.
- Скажите, могут ли жильцы
управляемых вами домов, придя в центральный офис компании, получить информацию
о реализации 185 закона? К кому им следует обратиться, чтобы ознакомиться с
нормативно-правовыми актами, отчётными документами?
- Они могут обратиться к инженеру
или юристу. Мы всегда помогаем в оформлении документации. Мы идем на встречу
инициативным людям и предоставляем им всю нужную документацию.
-То есть, особо активные жильцы,
могут придти к Вам с вопросом: каков положительный баланс (если он имеется) по
дому?
-Да, конечно. Мы советуем собственникам
жилья создавать совет дома, инициативные группы, потому что с небезразличными к
вопросу людьми легче решать возникающие вопросы. В пример могу привести жителей
дома 2/6 по пл. Калинина. Они обратились в нашу компанию, уточнили состояние бюджета
дома и заменили окна в подъездах. Мы помогаем разрабатывать планы на будущее. А
инициативные жители дома 34 по пр. Ленина из-за недостатка финансовых средств
на счете дома, приняли решение об увеличении тарифа, которое было поддержано
собственниками жилья в доме, и в течении года собрали нужную сумму, чтобы
покрыть сараи мягкой кровлей.
-Как долго по времени в течение
дня принимают посетителей ваши мастера, инженеры, юристы? Есть ли у вас утвержденные
приёмные часы?
-Мы работаем до 17.00, кроне
выходных дней. Когда-то практиковали строгое введение приёмных часов, но смысла
в этом нет, так как люди приходят в течение всего рабочего дня.
-Есть ли заявки на участие в
программе закона № 185 в следующем году?
-Есть.
-Сколько таких заявок?
-Предварительно заявки подали три
дома.
-В вашем видении находятся дома,
которые штукатурят. Штукатурка держится около трёх лет, это не практично.
Почему не использую современные материалы?
-Ремонт фасадов относится к
капитальному ремонту. Управляющая компания занимается только текущим ремонтом.
Это вопрос в общем для городской архитектуры.
-Ваша организация состоит в Ассоциации
управляющих компаний. Какие плюсы дает Вашей компании членство в Ассоциации?
-Работать вместе всегда хорошо. У
других компаний и их работников также есть бесценный опыт, помогающий решать
многие организационные вопросы в сфере жилищного хозяйства в нашем городе.
Подготовила Марина КУКУШКИНА
при участии студентов «Школы
журналиста» при редакции газеты «Великолукская правда» Фото предоставлено ООО «Управляющая организация Южный микрорайон»
|